Нажать для увеличения

СТЕНОГРАММА
ВСТРЕЧИ

Сергей Захаров
в «Клубе женщин, вмешивающихся в политику»

Серия интервью с Сергеем Захаровым:





"Новая газета", #71, 2000 год

Мифы Демографии: Браки И Разводы

Закон для основного инстинкта

Статистика:

За последние два десятилетия:

  • Число зарегистрированных браков уменьшилось с 1 464, 6 тыс. до 848,7 тыс.
  • Число разводов уменьшилось с 573,8 тыс. до 501,7 тыс. Среднее число детей на один развод составило 0,77 .
  • В браках первой очередности число незарегистрированных браков составляет 2,9 процентов, второй очередности - 30,5 процентов и третьей - 41,7 процентов.
  • Доля рождений внебрачных детей возросла с 11,1 процента до 27,0 процентов.

(Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН)

На нашем жизненном пути есть две важные станции под названием "Женитьба (замужество)" и "Развод". Одни у станций "тормозят" однажды, другие - по нескольку раз, а кто-то проезжает мимо, так и не сделав остановки или умышленно свернув на объездную дорогу.

Если определить человеческую жизнь как вечный поиск своей половины, то браки и разводы - это тот "перпетуум-мобиле", который не позволяет нам впасть в спячку и свидетельствует: мы живы.

Состояние "брачности" населения - категория динамичная и неоднозначная. Нынче нас не пугает наличие или отсутствие штампов в паспорте. К тому же, как утверждают демографы, их необходимость рано или поздно отомрет. Впрочем, как и сам паспорт.

Вокруг браков и разводов немало мифов. "Катастрофический рост разводов" - сентенция из этой области. Правда же состоит в том, что, разведясь, мы вновь начинаем искать свою половину. Бесстрастные цифры статистики свидетельствуют: количество повторных браков в России растет. Иначе говоря, Россия реже вступает в брак, но реже и разводится. Что это значит для нас?

Как изменяется модель современного брака? Кто живет дольше - семейные или холостые? Много ли у нас внебрачных детей? Нужно ли повышать престиж семьи? Почему стареют российские мамы? Нужна ли нам полигамия?

Предлагаем вашему вниманию продолжение беседы нашего корреспондента Людмилы СТОЛЯРЕНКО с ученым-демографом, кандидатом экономических наук Сергеем ЗАХАРОВЫМ.

"С браком" ли российский брак?

- Он не плох и не хорош, а такой, каким сложился в исторических и социо-культурных реалиях. Например, мы всегда отличались и продолжаем отличаться традиционной моделью раннего брака. Средний возраст девушек при вступлении в брак в 90-х годах нынешнего и прошлого веков - одинаков, также как и доля никогда не состоявших в браке мужчин и женщин в возрасте до 50 лет, которая за сто лет практически не изменилась и составляет 4-5 процентов.

Еще один традиционный исторический стереотип: жених в среднем старше невесты на два года. Он был нарушен лишь в послевоенные годы, когда с фронтов не вернулось много мужчин. И сейчас разница в два года в России по-прежнему является среднестатистической, и практика показала, что она идеальна. Браки между разновозрастными людьми встречаются реже, вероятно, потому, что они разваливаются чаще.

- А кто живет дольше - семейные люди или холостые?

- Семейные живут дольше везде, в том числе и в России. Кстати сказать, у нас вообще очень мало неженатых мужчин. Особенно в возрасте 40-50 лет - от 6 до17 процентов. Даже самый захудалый пьяница находит себе пару.

- Известно, что западные браки стареют. Это связано с индивидуализацией бытовой культуры или просто институт брака стал не столь привлекательным и постепенно обесценивается?

- Во всех развитых странах, и не только Европы, тенденции к более позднему вступлению в брак и рождению детей, проявились еще в конце 60-х годов, когда там происходили бурные молодежные революции. Их лейтмотивом был отказ от некоторых ценностей традиционного общества, и, в частности, от родительской опеки. В России этого не наблюдалось.

За молодежными революциями последовали и другие, имеющие большое демографическое значение: в области контрацепции, в новом понимании роли женщины в обществе, в осознании необходимости двухдоходной семьи.

Сейчас средний возраст вступления в брак, например, шведки и датчанки приближается к 30, француженки - 27 годам. Вообще нет ни одной развитой страны, где бы эта планка была ниже 25-летнего рубежа. В России же в послевоенный период наблюдалась совершено противоположная тенденция.

- Почему же российские браки так молоды?

- Отчасти потому что значительная их доля была стимулирована беременностью - доля беременных невест достигала 50 процентов, а в возрасте до 20 лет - 70 процентов! Да и само наше государство "удачно" провоцировало и провоцирует на раннее вступление в брак. Восемнадцатилетние ребята, закончив школу, торопились создавать семью и заводить ребенка, чтобы "откосить" от армии и не упустить любимую. Кроме того, традиционно у нас было принято опираться на помощь родителей и государственные выплаты. А с точки зрения общественной морали женщине необходимо было "легализовать" свою сексуальную активность, а иметь мужа было престижно. Ранние браки почти всегда оказывались непрочными и быстро распадались. Сейчас возрастная модель брака меняется и в России.

- Что стоит за этим стоит реально? Мы пошли по западному пути?

- За этим стоят три революции, которые произошли в России, но мало замечены журналистами, да и специалистами. Первая - революция притязаний - связана с местом молодежи в обществе. Резко возрос запрос на набор жизненных благ, на более высокое положение, которое молодые люди хотят занимать в обществе.

В этом огромную роль играет образование. Разговоры о том, что молодежь не хочет учиться - миф. С 1993 года идет непрерывный рост поступающих в ВУЗы. Тяга к образованию увеличивается. Сейчас рекордные конкурсы на всех уровнях образования.

Вторая революция - контрацептивная. У молодежи она происходила быстро и бурно. Разнообразные контрацептивы появились в любой аптеке. В результате с начала 90-х годов количество абортов у нас резко сократилось - более чем на 40 процентов и продолжает снижаться. Правда, до США нам еще далеко: например, при первом половом контакте презервативом пользуются 70 процентов американцев, и только 20 процентов россиян.

Третья революция связана с институтом брака вообще. Модель чисто традиционного брака уходит в прошлое. Увеличивается число тех, кто живет в договорных нерегистрируемых союзах. Конечно, нам далеко еще до Дании, где 55 процентов детишек рождаются вне юридического брака. Но к середине 90-х годов сексуальное поведение российской молодежи фактически приблизилось к среднеевропейской модели как по возрасту дебюта, так и по интенсивности количеству партнеров.

- Какой средний возраст российских мам?

- Первородящих - 23 года. Всего несколько лет назад он был на год-два меньше. Это существенный для демографии показатель скорости изменений. Но пока еще значительное количество родов приходится на матерей в возрасте 18-19 лет, всего же юные россиянки до 20 лет обеспечивают 13-14 процентов всей рождаемости, а в странах западной Европы - 2-8 процентов.

- Сейчас вы просто обязаны сказать, что увеличение возраста мам - это благо, потому что молодые родители почти всегда имеют материальные проблемы.

- Считайте, что уже сказал. Ведь бедность в России, помимо всего прочего, связана и с очень низким возрастом начала репродуктивной деятельности. Если раньше в молодая семья зависела от родителей, то сейчас родители часто не могут самим себе обеспечить достойное проживание, а тут еще взрослые недоросли на шее. Многие считают, что пока ты молода и здорова, нужно быстренько родить. Но мировая тенденция иная: мамы становятся старше.

- А как вы относитесь к предложенному Жириновским снижению возраста для девушек, вступающих в брак, до 15 лет?

- Во-первых, наше законодательство уже разрешает вступление в брак в возрасте 16 лет - пусть даже в виде исключения, при обоюдном согласии несовершеннолетних молодоженов, и согласии на это их родителей. Во-вторых, это - безумный проект с экономической и социальной точки зрения, чистой воды провокация. От такой модели семьи отказывается весь мир. Всюду браки откладываются во времени.

- А как вам нравится предложенное радетелем улучшения демографии в стране запрещение "в выдаче виз на выезд за рубеж женщинам до 42 лет включительно"?

- Это вообще абсурдное предложение. Во-первых, у нас отсутствуют "визы на выезд". Во-вторых, все поездки за границу укладываются в перечисленные пункты "исключений" - даже вояжи за рубеж девушек, которые едут заниматься проституцией или искать богатого жениха. Официально - это всегда туризм, командировки, стажировки или учеба. В третьих, это опять же ограничивает свободу выбора для человека, а, значит, - лишает его возможности быть счастливым. Любой такой закон не будет работоспособен.

- По крайней мере, Жириновский определил предел детородного возраста - 42 года. А вот наши медики для тридцатилетних мам припасли жуткий термин - "пожилая первородящая"…

- У медиков всегда были дикие термины. Но Бог с ними, терминами. А вот вам известно, что, существуют, оказывается, инструкции Минздрава, которые запрещают женщинам после 36 лет производить процедуры по лечению от бесплодия и искусственному оплодотворению? То есть просто-напросто государство ограничивает реализацию права на материнство, которая возникает у женщины не в те сроки, когда это нужно Минздраву.

А в развитых странах все большее число женщин в позднем возрасте хочет и рожает детей. Там вклад матерей старше 35 лет в общую рождаемость такой же, как у нас среди матерей до 20 лет. Матери в возрасте 30 лет и старше в странах Запада обеспечивают 40-50 процентов всей рождаемости! И вовсе не зазорно, а вполне нормально, что женщина получила образование, разобралась с профессиональной карьерой и решила, что теперь может заняться и ребенком. А с учетом роста продолжительности жизни у нее больше шансов его качественно воспитать. И это хорошо ложится в общую канву демографии.

- Много ли у нас внебрачных детей?

- Их доля растет. Сейчас уже порядка 27-28 процентов. Это и ни много, и ни мало - смотря с чем сравнивать. Если с тем, что было 15 лет назад, то их число увеличилось в два раза. А в сравнении с показателями, которые наблюдаются в других странах, мы еще сильно от них отстаем. Например, в скандинавских странах 50 процентов и более детей рождается вне брака, во Франции и Великобритании - под 40 процентов. В США, кстати, внебрачная рождаемость такая же, как у нас. Главное, что во всем развитом мире она растет. Видимо ситуация, когда традиционный брак был единственно допустимой формой совместной жизни уходит в прошлое.

- Но, вероятно, существуют и другие причины, кроме этой?

- Отчасти ситуацию провоцирует само государство, например, выдачей пособий матерям-одиночкам. Зачем нужен муж, если сумма денежных "бенефитов" больше, если ты одинока? Женщины стали рожать, не вступая в брак. Первыми пособия одиноким матерям ввели скандинавские страны. Это стало дополнительным стимулом для нерегистрации браков. Чем сильнее политика помощи одиноким матерям, тем больше увеличивается число реципиентов получаемой помощи.

Вообще матери, не состоящие в зарегистрированном браке, - категория сложная. Есть такие этнические группы, как, например, цыгане или народности Севера - ненцы, чукчи, эвенки, которые вообще не регистрируют брак. А рождаемость у них выше среднего уровня. Есть мамы, извините, "пофигистки", социальный андеграунд, алкоголички, которые бросают своих детей в родильных домах. Есть женщины, которые, не видя возможности завести семью, рожают ребенка для себя. Есть люди, не один год живущие вместе, но по каким-то причинам не регистрирующие брак.

Объяснить, почему увеличивается количество детей вне брака я не могу, потому что у нас нет ни демографических, ни социологических данных, какая из названых групп вносит в "безотцовщину" основной вклад. Не известно также, какая доля людей решает эти вопросы, исходя из религиозного мировоззрения.

- В законопроекте Жириновского под названием "Об отцовстве" предлагалось "полностью запретить установление принудительного отцовства детей, рожденных вне брака". То есть всю полноту ответственности за рождение ребенка предлагалось возложить на женщину.

- Это пункт из прошлой эпохи. Я не юрист, у меня нет точных данных, но я не уверен, что где-либо в цивилизованном мире вообще существует такой закон. Установление отцовства необходимо даже не для того, чтобы ребенка осчастливить законным папой, а для того, чтобы он имел вторую опору материального обеспечения. Этот закон легализует примитивный подход по отношению к родившим женщинам: "Сама забрюхатела, вот и неси свой крест". Это опять какой-то нездоровый "вывих" в инициативах, вызванный, видимо, стремлением Жириновского быть все время "при деле".

Часто ли мы разводимся?

- Никакой особой ситуации с разводами у нас нет. Их много, но, например, в Америке, Эстонии их больше, чем в России. Количество разводов у нас не растет уже почти 20 лет. Ежегодно распадаются примерно три с половиной брачных пары на одну тысячу населения. К 20 годам брачной жизни распадается примерно 30 процентов всех союзов, причем, в городах - примерно 50 процентов, в сельской же местности - меньше средних значений по стране. Но около половины разведенных женщин и еще больше разведенных мужчин вступают в повторный брак.

- Компенсация неудачных браков не так уж мала...

- Учтите к тому же, что я привожу цифры только по зарегистрированным разводам и бракам. В реальности достаточно много мужчин и женщин проживает в повторных нерегистрируемых браках.

- Понятно - почему: ведь сейчас "разведенка" не связана с "очернением" биографии…

- …и детей разведенных родителей уже никто не считает второсортными, как и детей, родившихся вне официального брака. Уже давно не ставят в метрике прочерк вместо имени отца. Общество стало толерантно относиться к разводам, к матерям-одиночкам. Но экономически и семьи, и общество в целом проигрывают от разводов.

Вообще мы страна сирот и вдов. Из-за революции, репрессий, войн, голода в России на протяжении 70 лет нарушались пропорции нормального социального воспроизводства и закреплялся стереотип сиротства и вдовства, переходящий от поколения к поколению. Может, потому у нас так много матерей-одиночек. Женщина слишком уверена, что может вырастить детей одна.

- Церковные и прочие "фундаменталисты" причины большого количества разводов связывают с нарушением религиозных и общественных традиций и канонов.

- Нигде широко практикуемое венчание в церкви не спасает от разводов. Есть некие объективные, глобальные, цивилизационные процессы, идущие от судьбы или от Бога, которыми мы не можем управлять. А, может, на них влиять и вовсе не нужно. Напомню, что таинство брака было окончательно канонизировано христианством (и католичеством, и православием) очень поздно - лишь в 16 веке, а до этого люди, ведя совместную жизнь, спокойно обходились без санкции церкви. Не исключено, что и в будущем они будут обходится без ЗАГСов и печатей в паспортах, как это уже было у нас в 20-е годы. Здесь важен другой аспект - как предсказать и нейтрализовать негативные последствия распада союзов, в которых есть дети?

- А, может, следует начать "подправлять" историю и повышать престиж семьи на государственном уровне?

- Престиж семьи повышали Муссолини, Гитлер, Франко, Сталин. Медаль материнства придумал Муссолини. Пропаганда семейных ценностей в разных странах со всякими "украшениями" - грамотами, орденами, медалями, льготами - не сработали. Как еще поднимать престиж семьи? Каким способом? И вообще - какой модели семьи? У нас опять начинают пропагандировать традиционную, патриархальную модель: муж - "добытчик", жена - "кухарка". Но жизнь все время меняется. Искусственно навязанные модели, тем более почерпнутые в прошлом, не имеют шансов. Стоит ли говорить, что сегодня ограничить женщину материнскими заботами, запретить разводы, аборты, право выбора места жительства можно только на бумаге…

Нужно ли нам многоженство?

- Не так давно господин Жириновский выдвигал на рассмотрение Думы законопроект о введении поправок в Семейный кодекс, в котором предлагал разрешить в России полигамию, то есть многоженство. Есть ли за этим како-то смысл, кроме желания "экстравагантного" политика напомнить о себе и легко решить сложные проблемы?

- Говорить о предлагаемом многоженстве можно, во-первых, с рациональных позиций, то есть его эффективности. А, во-вторых, с точки зрения этики и общечеловеческих ценностей.

До сих пор не до конца понятно, что стояло исторически за появлением полигамии. По всей видимости, ее провоцировала повышенная смертность женщин. Поэтому мужчины компенсировали потери через полигамные браки - достаточно сложно организованную семейную систему, где, как в большом колхозе, у детей по семь нянек. В законопроекте же необходимость полигамии обоснована с точностью до наоборот, а именно - повышенной смертностью мужчин.

Жириновский исходит из того, что в стране нужно поднимать рождаемость. Но с помощью предложенных им методов это недостижимо. Специалистам давно известно, что даже в тех странах, где живут по законам шариата и полигамные браки разрешены, их доля все же невелика. Кроме того, исследования, которые там проводились, показывают, что число детей, приходящихся на одну женщину в полигамных браках, меньше, чем в моногамных. То есть, с точки зрения увеличения рождаемости, полигамия абсолютно ничего не дает.

- Но, вероятно, это может быть спасением для одиноких женщин? Для кого-то лучше делить мужа с кем-то, чем не иметь никакого.

- Наверно, вы правы. Равно, как и для кого-то лучше делить с кем-то жену.

- Так, может быть, полигамию разрешить?

- Во всяком случае, запрещать не стоит, если это добровольный союз. Кто хочет - пожалуйста, пробуйте. Я сторонник того, чтобы люди сами выбирали свою судьбу, но именно они и должны отвечать за последствия. Самый главный вопрос, в который упирается узаконивание такого брака - насколько он ограничивает права человека, женщин и детей. Традиционная полигамия в восточном варианте их права ущемляла, поэтому я против нее. Современное общество должно исходить только из основополагающих критериев: если полигамия расширяет выбор человека - значит, этому закону быть, если сужает - он нежизнеспособен.

Исторический опыт показывает, что последовательная полигамия, то есть когда люди разводятся, а потом снова женятся, гораздо более эффективна с демографической точки зрения, и честнее с морально-этической.


Людмила Столяренко

к списку гостей
     АРХИВ
     НОВОСТИ
     ЛИЧНОЕ
     ПУБЛИЦИСТИКА
     ПОЛИТИКА
     ГОСТИ КЛУБА
    ВСТРЕЧИ В КЛУБЕ
     ТВОРЧЕСТВО



   

 

 © Art  www