Нажать для увеличения

СТЕНОГРАММА
ВСТРЕЧИ

Семен Львович Мушер, директор интернет программ федерации интернет образования
в «Клубе женщин, вмешивающихся в политику»

Вопрос
Давайте начнем с должностей.

Семен Мушер
В нынешней жизни, я считаю, что прожил уже несколько жизней, я называюсь директор интернет программ федерации интернет образования. Федерация это благотворительный проект компании "Юкос", цель ее - массовое обучение учителей средней школы тому, как использовать интеренет в их учебной работе, жизни и общении со школьниками. Работа федерации состоит в том, чтобы открывать центры по всем регионам России, всего мы должны открыть пятьдесят таких центров. За чуть более полутора лет мы их открыли двадцать, то есть создали такой конвейер, интернет "макдоналдс", как я люблю говорить. Каждый месяц мы открываем по одному центру, вот этим я с небольшой командой занимаюсь. В основном мы стараемся учить учителей даже не из областных центров, а из деревень и сел. Когда они к нам приезжают, мы берем их на полное довольствие, то есть питание, проживание, чтобы учитель понимал, что его ценят и любят. Надо чтобы он запоминал это время не просто как обучение, а еще и как когда к нему уважительно относятся, потому что человек лучше воспринимает новое если ему приятно. Поэтому мы хоть и учим этих учителей интенсивно, в то же время дружески им помогаем. А вообще мы исповедуем принцип, как говорил мой институтский учитель, "когда я в 41-м году добровольно вступил в армию, то добровольно выступить из нее я уже не мог". Так и с учителями, приходят они к нам добровольно, а потом уже обязаны пройти этот курс, подготовить выпускную работу, не всегда бывает легко, но это происходит. Эти центры никаких материальных средств от министерства образования не получают, хоть мы и находимся в очень хороших с ним отношениях. А сотрудничаем мы непосредственно с региональной властью, хотя денег они конечно мало вкладывают.

Вопрос
То есть деньги не только "Юкос" вкладывает?

Семен Мушер
"Юкос" дает основные деньги федерации, а регионы вкладывают в сами учебные центры. Каждый такой центр в год выпускает тысячу учителей. На днях выпустился у нас двадцатитысячный слушатель, оказался очень симпатичный парень, я удивляюсь, как он там живет, еще и интернет развивает. Он из школы города Новозыков, это часть брянской области, которая была сильно задета Чернобылем.

Вопрос
Что происходит с сельским учителем, когда он первый раз видит компьютер?

Семен Мушер
Мы стараемся формировать группы так, чтобы они были однородными по уровню подготовки. В первую очередь стараемся брать учителей из тех школ, где компьютеры есть, но они еще не знают чего с этим делать. Есть президентская программа и компьютеры в школы идут, и в большом количестве, в основном в сельские. Общество начало поворачиваться в сторону интенсивной компьютеризации и интернетизации, как всегда в России с некоторыми перегибами. Есть анекдотические случаи, когда на компьютеры вешают кружевные накидушки, но это редкость.

Вопрос
Но ведь сельская учительница это женщина, которая утром доит корову, как осуществляется переход от коровы к компьютеру?

Семен Мушер
А нету перехода. Если есть в школе компьютеры и есть сеть, то с утра подоила и… Землю попашет, стихи попишет. Плавных переходов быть не может. Опыт показывает что осваивает, мы ориентированы на стопроцентную успеваемость. Каждый выпускник должен подготовить какую-то выпускную работу, это может быть страничка в интернете, база данных. В начале женщины плачут, а мужчины нервно курят.

Вопрос
А сколько вы по времени учите?

Семен Мушер
Две недели, но при этом учитель отрывается от своей коровы, семьи и только этим и занимается. Некоторые по восемь часов в день, некоторые по двенадцать, их кормят, разве что не одевают. Есть конечно проблема, что некоторые действительно в первый раз видят компьютер, для них есть дополнительные занятия в первые дни, потом они выравниваются. Будем честными, нельзя сказать, что они становятся специалистами в интернете, такой цели нет. Надо преодолеть страх перед этой железякой, во-вторых понять, что это просто полезный инструмент, а в третьих приспособить то, что они нашли в интернете, приспособить к их личным нуждам. Это, мне кажется у нас получается намного лучше. У них же в селах и маленьких городках с книгами трудно, альбомов просто нет, физические и химические приборы отсутствуют. Зато в интернете можно найти или самому сделать какие-то демонстрации химических или физических опытов, чтобы как-то оживить процесс. Как это не удивительно, компьютер с выходом в интернет может явиться в семье сильным объединяющим стержнем. Бывают и обратные примеры. Когда я в предыдущей своей жизни, в фонде Сороса подключал к интернету институты, а через них школы, больницы и так далее, стала нас доставать одна супружеская пара врачей. Они говорили, что без интернета ну никак не могут лечить, мы их подключили. Исход был неожиданный, жена нашла себе другого по интернету, уехала и муж пишет письмо, "что же вы сделали". Но мне кажется, что здесь есть и некое созидательное начало. Теперь спрашивается, хорошо ли развивается интернет в нашей стране?

Вопрос
Поднимите руки те, кто пользуется интернетом.

Семен Мушер
Большинство.

Вопрос
Вы готовите учителей информатики?

Семен Мушер
Нет, главный у нас учитель предметник, физика, химия, литература, язык. Мы не выращиваем веб-мастеров, они скорее пользователи, обращаются с компьютером почти как с телевизором только лучше.

Вопрос
А в пединститутах этому не учат?

Семен Мушер
Нет, у них нету базы и укорять их за это просто нехорошо. Многие выпускники педагогических вузов не идут в школу. Мы же работаем с учителями, которые уже есть. У обучения в институтах совсем другая цель, там стараются сделать программистов, а не грамотных пользователей. Когда мы начинали, компания "Юкос" хотела сделать образовательный проект, мы думали, где вложения будут лучше и решили, что самое актуальное это обучение уже имеющихся учителей. Это довольно простая система. Что такое центр? Это четыре класса, в каждом из которых десять мест, там же всякая техника, принтеры, сканеры, цифровые камеры. Этот центр поддерживает шесть человек. Для того чтобы это можно было делать по всей стране быстро и эффективно, мы создали такой конвейер, типовой подход, типовой персонал. Есть главный человек в каждом центре, он называется зам директора по работе со слушателями. Он организует все так, чтобы центры были постоянно загружены, общается с РОНО, ГорРОНО и так далее.

Вопрос
А в селе действительно пользуются интернетом или все-таки накидушкой накрывают компьютер?

Семен Мушер
Не скрою, что наша цель не просто научить, мы хотим обучить тысяч двести-двести пятьдесят по всей стране. Это в районе пятнадцати процентов от всех учителей, то есть такая критическая масса, которая приведет к сдвигу в формировании муниципальных бюджетов, образовательной политики и так далее. Наш опыт показывает, что если учитель из маленького города, то он близок к власти и власть начинает ставить в школы компьютеры, связисты начинают думать, что надо не только плату взимать. Так у нас получается, что мы работаем эффективно и показываем власти, что можно сотрудничать и организованно что-то сделать. Когда губернаторы или депутаты местные узнают сколько стоит у нас обучение одного учителя, они удивляются, как это дешево. Это пример эффективного менеджмента в области образования.

Вопрос
Как-то у вас все идеально.

Семен Мушер
Ситуация во многих школах тяжелая, но мир так устроен, что в эту сторону надо двигаться. Мы эффективны в своей узкой нише, говорить, что мы преобразуем Россию неоправданно.

Вопрос
А во сколько обходится этот двухнедельный курс целиком?

Семен Мушер
Все, включая питание, проезд, проживание, обучение - двести долларов. Это вне зависимости от регионов, хотя в Москве подороже, но уже в Питере та же сумма.

Вопрос
А как вы отбираете претендентов?

Семен Мушер
Стараемся брать из тех мест где есть компьютеры, это легко узнается через то же РОНО. Мы скоро вывесим на нашем сайте экспертную оценку выпускников, что у них происходит с интернетом, как реализуется президентская программа компьютеризации сельских школ. Это просто чтобы представлять. У нас есть такой проект - рейтинг образовательных ресурсов интернета, это тоже просто чтобы иметь представление. Хотим нечто похожее сделать о состоянии информатизации и интернетизации в тех регионах, где ест наши центры.

Вопрос
Какие форумы вы посещаете?

Семен Мушер
Стыдно признаться, особо не посещаю. Так получилось, что я интернет строитель, а пользуюсь сам слабо. Смотрю каждый день новости.

Вопрос
А какие новостные сайты вы посещаете?

Семен Мушер
Газету, Рос Бизнес Консалтинг, изредка Ленту. Иногда я смотрю сайты с музыкой, скачиваю музыку, а так, в основном почта.

Вопрос
Государство каким то образом пытается регулировать создание образовательных сайтов и их упорядочение?

Семен Мушер
Сейчас наступает какое-то такое время даже не сайтостроение, а порталостроение. Уже в это собираются вложить громадные деньги, что само по себе хорошо, но нет ясной мысли, как это делать, нет согласованности с традициями российского обучения. Есть неожиданные мысли в духе Оруэлла, которые точно будут реализованы, поставить во все сельские школы антенны, арендовать спутник и через этот спутник образовательный портал "вдувать" в школьников и учителей, не спрашивая, что им надо. Уже деньги на это идут. Какое-то ощущение, что одни строят, а другие будут этим пользоваться, нету единого подхода. Боюсь что без привлечения общественного внимания это все будет идти путем затратным и неэффективным.

Вопрос
А не лучше ли, чем обучать интернету, подарить селу два мобильных телефона, чтобы они скорую могли вызвать из соседнего городка?

Семен Мушер
Телефония будет развиваться, а значит и интернет тоже. Может быть где-то просто в данный момент это не выгодно, а через год-два будет выгодно.

Вопрос
Как происходит обучение этих учителей, из каких этапов оно состоит?

Семен Мушер
В первую очередь это поиск ресурсов. Если учитель - предметник, он должен мочь найти то, что ему нужно. Затем мы учим, как из того, что он нашел, сделать урок, презентацию, галерею, какие для этого есть технические средства и программы и как ими пользоваться. Немножко про медицинские аспекты, связанные с компьютером. Как подключить фотоаппарат к компьютеру, как организовать видеоконференцию. Программа для администраторов из ГорРОНО, она короче, на неделю. Там самые основы: почта, базы данных, пауэр-поинт и эксель, ну и поиск в интернете.

Вопрос
А может быть правильней обучать интернету не взрослых, а детей?

Семен Мушер
Как не смешно, полностью с вами согласен, дети обучаются гораздо лучше. Но всех детей обучить не в состоянии никакое министерство, это может сделать только общество. Школьник зачастую разбирается в компьютерах лучше чем учитель, возникает неприятный разрыв и школьник начинает думать, что если учитель в этом не сечет, значит он вообще ни в чем не сечет, это опасно. Одна из целей обучения, чтобы учитель не мешал в этом школьнику, который лучше него разбирается. Так что без учителя невозможно, он должен быть хотя бы грамотным.

Вопрос
А вы не считаете, что лучше просто везде поставить компьютеры, а дети сами научатся?

Семен Мушер
В этом не будет системы. Конечно без компьютеров не имеет смысла учить учителей, но надо сформировать массовый интерес, а это можно сделать только через взрослых.

Вопрос
Как люди, которые до инфарктов "борются" с учениками, могут осваивать интернет?

Семен Мушер
Я могу только высказать предположение, почему они к этому стремятся. Наверное они рассматривают это как вариант другой жизни, лучшей жизни.

Вопрос
Выйти замуж за американца через интернет?

Семен Мушер
Тоже вариант. Хотя средний преподаватель это не сильно молодая дама.

Вопрос
А не учителям можно поучиться в вашем центре?

Семен Мушер
Деньги брать мы не можем, мы не коммерческий проект. Так что нет.

Вопрос
Как вы относитесь к обучению по интернету?

Семен Мушер
Сильно зависит от того, чему учиться. Две жизни назад я был заведующим кафедрой Новосибирского университета. Учил всем предметам физического и математического цикла. По-моему такой вид обучения не эффективен. Есть вещи, которым можно обучать дистанционно, но они простые, типа правил дорожного движения. Дистанционное образование может быть только дополнительным, как основное, это профанация. В Москве есть МЭСИ, который монополизировал это дела, по-моему это торговля дипломами.

Вопрос
А дистанционное обучение дорогое?

Семен Мушер
Если все технические условия есть, то это не очень дорого.

Вопрос
Какую вы видите перспективу, представьте, что вы всех обучили, люди не смотрят телевизор, общаются только по интернету, что дальше?

Семен Мушер
Я думаю, что до этого не доживу. Наверное станет проще и легче. Компьютеры могут только помочь улучшению жизни.

к списку гостей
     АРХИВ
     НОВОСТИ
     ЛИЧНОЕ
     ПУБЛИЦИСТИКА
     ПОЛИТИКА
     ГОСТИ КЛУБА
    ВСТРЕЧИ В КЛУБЕ
     ТВОРЧЕСТВО



   

 

 © Art  www