|
ИЗДАННОЕ... |
-
1. "Пьесы для чтения" - издательство "Прометей" -1991 год.
-
2. "Натуральное питание, натуральное лечение, натуральная косметика" - издательство "Культура и традиции" - 1992 год.
-
3. "Меня зовут женщина" - издательство "Прометей" - 1998 год.
-
4. "Мне сорок лет" - издательство "Захаров" - 1999 год.
-
5. "Визит не старой дамы" - издательство "Подкова" -1999 год.
-
6. "По дороге к себе" - издательство "Подкова" - 1999 год.
-
7. "Меня зовут женщина" - издательство "Эксмо" - 1999 год.
-
8. "Визит не старой дамы" - издательство "Эксмо" - 1999 год.
-
9. "Мобильные связи" - издательство "Эксмо" - 2000 год.
|
|
|
РЕЦЕНЗИИ...
|
Рецензия на "Мне сорок лет"
©Лев Московкин
Русский Журнал
Арбатова М. Мне 40 лет... Автобиографический роман. — М.: Захаров — АСТ, 1999. — 458 с.
"Никаких евреек, девочка. Тебе жить, в этой стране евреям несладко, - сказал пожилой милиционер и вывел "русская" крупными буквами". Так решилась проблема национальности автора романа. Тем не менее проницательность еврейской женщины светится буквально из каждого слова, даже если бы она скрывала свое галахическое происхождение.
Книга написана с большим социальным перехлестом, значительно перекрывающим ее художественные достоинства. А они немалые, несмотря на отсутствие работы корректора (ошибки есть даже в имени бабушки Нехамы). Причем движение читателя вглубь романа наращивает как напряжение, так и число не выправленных огрехов текста, которые тоже добавляют остроты восприятия смысла. А смысла много, текст им перегружен. Детство и юность, отношения с мамой и братом, жуть детской ортопедии, образ отца в собственном восприятии и семейных персонажей в изустной памяти описаны в хороших традициях русской мемуаристики, которой так блестяще владела Александра Бруштейн. Даже жаль, что Мария Гаврилина-Арбатова вполне по-современному торопится, экономя слова и печатное пространство. Роман - не вино, что легко пьется, но пока сообразишь, как к этому относиться, успеваешь наглотаться густого концентрата по самое некуда, откуда ругать автора - все равно что самого себя, понуро соглашающегося на такую жизнь. Или, например, плевать в зеркало, в котором ты отражаешься с такой вот жизнью. Создавая печатную версию собственной жизни, автор фактически описывает единственно возможную форму позитивного протеста, позволяющую жить в нашей стране не без эстетической гармонии и с надеждой на будущее. При чтении трудно избавиться от желания отредактировать огрехи текста (правда, они накапливаются ближе к концу романа, детство и истории родственников описаны очень чисто). Но такая работа задержала бы издание, а оно очень своевременно и выгодно отличается от обильной мемуарной литературы. "Я хочу разгрести ниточки семейного сценария, разгадать, что было на месте белых пятен. У меня ничего не получается, потому что нигде в мире нет такого количества подложных дат, фальшивых документов, семейных тайн и фиктивных историй, как в России". Так что в таком романе опечатки просто необходимы, ибо он, как свежая диссертация, пылесосом выметает на себя мусор из десятилетиями слежавшихся умов.
Эта книга - типичный продукт и одновременно высший перл отечественного переходного периода, комплиментарный, то есть дополняющий, в гендерном смысле, роман Василия Аксенова "Новый сладостный стиль" как метафизическое зеркало головокружительных перемен, произрастающих на российской почве. Не в обиду любимому Василию Павловичу, но, как теперь почти всегда, у женщины получилось лучше, короче и как-то смачно точнее. Особенно если текст читает тот мужской типаж, отстраняющийся от чисто женского издевательства над собственным телом и духом посредством "карательной гинекологии", "абортов от нелюбимого" и манипулирования инструментами в виде мыслящих мужиков, воспринимаемых эффектной женщиной не более чем необходимыми подставками известного сакрального инструмента женского удовлетворения.
Благодаря милым женским развлечениям с собственной плотью и духом женщина ощущает себя живой и потому теперь из этого, мягко говоря, не делает секрета, но для издания в виде книги от автора-женщины требуется определенное мужество. Тем более что на мужчин щебетанье об абортах действует как ДДТ на вредных насекомых. Естественно, корректора на такой текст найти еще труднее, чем такого автора, поскольку одна запятая может выхолостить половину выстраданного автором смысла.
Роман и вправду гениальный, только непонятно, когда, собственно, он был написан. Если суммировать описанное: заботу о детях, разборки с двуногими и тоску по четвероногому кобелю, посиделки в ЦДЛ и обмен любезностями с маститыми бой-френдами отечественной словесности, охоту на мужчин и последующие кульминации, длительные и неоднократные, затем болтовню по обмену опытом с подругами... - получается в среднем где-то сто часов в сутки, и это без учета очаровательного московского транспорта, хотя и не в одной же точке пространства все вышеуказанное происходило. То есть на писанину, не говоря уже про аборты и изнасилование, времени не остается.
Изумительно сочетание драматической постановочности сюжета с точным описанием происходящего. Ведь автор не упускает почти ни одной особенности нашей жизни, именно тех глубоко личных проблем, которые настигают каждого в нашей стране и про которые великолепно известно любому представителю власти. Книга обречена на успех, хотя далеко не каждый читатель в этом признается. Возможно по этой причине, пресса по роману бедная и пока не появилось ни одной значимой рецензии. Автор подает себя сильно и не хочет или не может смириться с правилами игры, вызывая мощную публичную негативную реакцию. Все это типично и привычно, наша страна во множестве плодит "сильные личности", и те, кому не нравится перманентно настигающее унижение, просто уезжают. Оставшимся остается книга - если и не понравится, то по крайней мере невозможно отмести ее технологичность как руководства по выживанию в семье и в стране. Имеются в виду те, кому прискучило черпать эмоции из надоедливых "признаний" картонных персонажей импортных сериалов, а знания - из передач "о любви и сексе", сооруженных энергичными неизлечимыми девственниками.
У нас нет такой могучей рефлексии, как у автора книги и одновременно эксперта самой рейтинговой передачи "Я сама". Рефлексии как имманентного свойства русской интеллигенции на основе "внутренних допингов" гениальности. А вот сорокалетний автор имеет захватывающих набор синергии галахического еврейского происхождения со стороны мамы в сочетании с русской пассионарностью со стороны папы, также однозначно высокого гормонального фона, судя по описанию собственного поведения, и особенность облика, в описании которой автор идеи генетических причин гениальности Владимир Эфроимсон ссылался на пример хромоты Авраама Линкольна, и многое другое, на что описываемый обычно обижается, а здесь уместно, так как умалчивание в таком романе может восприниматься как оглушительное вранье. Впрочем, стремление к публичной истине - тоже черта национальная, вспомним Фейхтвангера. Но отвлечемся хотя бы номинально от тела, его допингов и его происхождения во имя текста как бессмертного продукта бренного тела.
Поскольку сильный автор в похвалах не нуждается, просто скажем ему спасибо - хотя бы за смелость сказать о том, чем слишком многие мучаются молча.
|
|
|
РЕЦЕНЗИИ...
|
Рецензия на "Мне сорок лет"
©Влад Шиловский
Арбатова М. Мне 40 лет... Автобиографический роман. — М.: Захаров — АСТ, 1999. — 458 с.
Тем, кто не знает кто такая Мария Арбатова я могу порекомендовать либо чаще смотреть телевизор, либо прочитать эту книгу.
За второй совет мне, по крайней мере не стыдно. Книга по настоящему хороша. После нее сказать про Арбатову: "она феминистка" - ужасный примитивизм .
Автобиографический роман - достаточно сложный для чтения жанр, точнее очень многие авторы умудряются сделать его таковым.
Данный случай представляет приятное исключение. Энергичный ритм делает чтение книги похожим на поездку в хорошей спортивной машине по живописной местности: можешь вволю насладиться красотами окружающего мира и приезжаешь в пункт назначения не отсидев задницу.
Повествование охватывает большой кусок новейшей Российской истории: предреволюционный и революционный период, расцвет социалистического общества, его упадок, перестройку и переход к рынку, на белые полосы для которого, похоже, скоро уйдет вся краска в стране.
История Маши Арбатовой богата чудовищным количеством роскошных подробностей, касающихся самых разных областей жизни, будь то общественной, культурной или вообще личной. Конечно, она красуется. Судя по книге, Мария из тех людей, что агрессивно осваивают жизненное пространство, увешивая все вокруг бирками и ярлыками. Слава Богу, ум и талант позволяют ей в большинстве случаев дать нужные определения правильным вещам. Но все-таки, нехватка времени приводит ее и к поспешным выводам, а так как дважды думать об одном и том же она, по видимому, не привыкла, ошибки неизбежны. Особенно ярко это видно в ее отношении к людям. Арбатова очень часто дает им оценки, руководствуясь неточной, косвенной информацией. Надо ли говорить, что эти оценки далеки от лестных? Больше всего досталось в книге советской медицине и педагогической системе. Досталось поделом. Дикость и абсурдность механических движений монструозной советской машины способно довести до белого каления самого непритязательного и разумного человека. Остается только удивляться, как Марии, с ее темпераментом, удавалось добиться побед над тупостью и хамством, не теряя при этом человеческого облика. В молодости Маша была хиппи. На Арбате в семидесятых держала что-то вроде салона для андерграундной и авангардной публики (отсюда и "Арбатова"). Воспоминания об этом периоде представляют повышенный интерес для любителей рассказов о первых любовных опытах юных и привлекательных девушек. Правда, в 18 Машиных лет она теряет интерес для таких гурманов, так как выходит замуж и рожает двойняшек. Но зато до замужества она успевает познакомиться с солидным количеством мужских типажей и достаточно близко подходит к определению "все мужики - козлы". Ну, у нее есть основания так считать: некоторых персонажей иначе не назовешь. Наступает период поисков, возможностей для реализации планов и амбиций. Выясняется, что молодым на этом пути трудно. Молодым девушкам - еще труднее. Ибо пропускать их в искусство через постель кажется облеченным полномочиями мужчинам правильным и естественным. (Три замечания: облеченные властью женщины, что показано в книге, тоже не чуждались подобной практики; многие девушки в своих притязаниях только на такой путь и рассчитывли; молодые писатели, не способные добиться секунды внимания у чиновников, бывало, испытывали дикое чувство сожаления из за отсутствия пышного бюста. Теперь же, при широком распространении нетрадиционной сексуальной ориентации, их положение, ясен пень, несколько выправилось). В многочисленные случаи посягательств на Машину честь верится сразу и безоговорочно: в книге собраны фотографии разных лет, демонстрирующие ее неувядающую красоту. Однако, ее претензии к мужчинам в целом кажутся довольно забавными: то ей не нравится, что они заглядываются на нее, то она дуется на их невосприимчивость, то хочет, чтобы они считали ее "своим мужиком", то обижается на них за то, что они не видят в ней женщину. В общем, их вина состоит в том, что они не обладают дарами телепатии и предвидения, необходимыми для того, чтобы разобраться в ее настроениях и желаниях. И тут в ход идут искры, рубильники, дуги и прочая энергетика, символизирующая, как всем известно, возникновение любовного пламени. Интересно такое высказывание автора: "ты мужиком пользуешься как человеком, а он тобой - как телом". Фраза сказана с явственным возмущением. Я,однако, всю жизнь считал, что использовать человека как бы то ни было вообще нехорошо, а злоупотреблять такой возможностью, пусть она даже встречается на каждом шагу, просто нельзя. Арбатова использует людей часто и с удовольствием. Женщины, поверьте мне на слово, еще долго будут для нас, мужчин, непостижимыми и загадочными созданиями. Советское искусство оказалось номенклатурным болотом с полным набором типичных обитателей этого экологического образования. Старшие душат младших, идеологически верные - идеологически неверных. Распределение жизненных благ занимает основную часть в умах творцов отечественной культуры. Марии в этих условиях пришлось несладко. Молодая, красивая, но решительная и несговорчивая. Проигрышное сочетание. Да еще пишет "гинекологические" пьесы. Куда уж дальше. Наблюдения за писательской и богемной средой Москвы и окрестностей убедительны до дрожи. Великолепно подано, со вкусом растерзано. Параллельно с творческой, течет и личная жизнь Марии, не назвать которую насыщенной может только совсем зажравшийся человек. Список побед и достижений может и не делает ее олимпийским чеспионом, но на кандидата в мастера спорта она тянет. Впрочем, тянет и волокет она во многом. С наступлением перестройки перед ней открылись новые перспективы, к которым она и устремилась со свойственным ей энтузиазмом. Он, правда, несколько поутих, когда она обнаружила, что на смену партийной номенклатуре пришла номенклатура демократическая, также не склонная к особым экспериментам в области степеней благонадежности и раскачиванию лодки. Для раннего периода перемен Арбатова оказалась недостаточно эпатажной, а для позднего - недостаточно престижной. Все осталось тем же, у интеллигенции поменялись только хозяева. Да и самой Марии, вероятно, уже не удается повторять фразу "дорога в рай и дорога в ад в начале расходятся всего лишь на миллиметр" с прежним апломбом. Интересна политическая деятельность Арбатовой. Она участвовала в подготовке предвыборной программы президента и, похоже, принадлежала к тому небольшому числу людей, которые всерьез верили, что он может проиграть. В его программу она вплела положения новообретенного ей феминизма, что, конечно, наряду со всем остальным не оказало никакого впечатления ни на него, ни на электорат. Сейчас Арбатова - сорокалетняя женщина, в меру счастливая и в меру несчастная, ценящая свою независимость, и пробующая на вкус словосочетание "социально успешная".
Для кого-то она - телекумир, с которого делают жизнь, для кого-то оголтелая мужененавистница. Для меня - несомненно талантливый писатель.
|
|
|
|